Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребёнка, общении, его отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностью становится учебно – познавательная, т. е. специфическая форма индивидуальной активности  младшего школьника,  направленная на овладение знаниями и умениями. Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни должно быть подготовлено психологически. Ребенок, пришедший в школу, уже отличается достаточным развитием речи (он может объяснить содержание знакомой игры, построить рассказ по картинкам, выразительно прочитать стихотворение), его мышление носит образный характер (он думает образами, а не абстрактными понятиями), но он в состоянии понять и отвлеченные суждения. Его внимание, память и мышление в основном непроизвольны (он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление, нравится; мышление и воображение его тоже зависит от случайных впечатлений). Однако при этом уже наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, наблюдательности, памяти и мышления. И при поступлении в начальную школу нужен не только толчок, но и постоянная работа по развитию памяти, внимания и мышления, которая организует целенаправленное воздействие на развитие данных психологических качеств ребенка. Кроме того, как показали исследования, 85% времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование  знаний, установок, ориентиров и норм поведения. Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут. Физиологическая сущность  динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам ребят.  Успешность напрямую зависит от чувства удовлетворённости своей деятельностью, общением с окружающими людьми, обстановкой вокруг. Если удовлетворённости  у детей нет, то они это выражают  по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими обучающимися и учителем. При всём многообразии различных проявлениях поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Конечно, учитель заинтересован в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряжённости уступил место ощущению эмоционального комфорта. Процесс постижения нового должен быть для обучающихся увлекательным, приносить радость приобщения к новому, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
Во всех школах учителя сталкиваются с проблемой организацией динамических пауз, так как проведение учителями и воспитателями групп продленного дня физкультминуток, динамических пауз и прогулок способствуют усвоению только двигательных навыков, которых ребенку не достаточно.

Очень эффективно проведение сюжетных динамических пауз. Проводить их необходимо в эмоционально положительном настроении.

На улице, в зале есть возможность каждому ребенку и учителю смотреть в глаза друг другу, а не на затылки, сидя за партой.

Основная формы проведения динамических пауз – игра и театрализация, дети перевоплощаются в сказочных героев и вместе с учителем – тоже сказочным персонажем, путешествуют по сказкам.

Во время проведения динамических пауз используются:

-творческие и игровые задания

-упражнения психологического характера

-ролевая игра

-наблюдения

-физические упражнения

-подвижные игры

Первоклассники   во время проведения динамических пауз получают

возможность:

-удовлетворить потребность в движении между уроков

-развить коммуникативные навыки

-быть выслушанным, слушать и услышать других

-выражать свои взгляды и  мотивировать позицию.

Проведение сюжетных динамических пауз способствует формированию чувств успешности у обучающихся посредством снятия тревожности, защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь, создание комфортной среды пребывания ребенка в школе, знание правил поведения, ориентация в школе.

 

 

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям