Обучение детей с ОВЗ

Охрана здоровья лиц с ОВЗ

Условия питания детей с ОВЗ

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МКОУ «Верхнесуерская СОШ»

Информация о наличии специальных технических средств

Информация о наличии интерната для детей с ОВЗ и инвалидов

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Реализация в ОУ адаптированных образовательных программ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

i

 

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.

Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Программа коррекционной работы начальная школа

Программа коррекционной работы основная школа

Положение об обучении детей с ОВЗ

Положение об инвалидах и маломобильных группах

АООП УО

АООП 4.3 Слабовидящие

АООП ЗПР

АООП УО вариант 2

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ:

адаптированная программа по географии

адаптированная программа история
адаптированная программа общество
адаптированная программа по биологии
адаптированная программа по технологии девочки
адаптированная программа по технологии мальчики

адаптированная рабочая программа по математике

адаптированная программа по русскому языку

адаптированная программа по литературе

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ начальная школа:
адаптированная программа окружающий мир 1-4-класс
адаптированная программа по литературному чтению 1-4-кл
адаптированная программа по математике 1-4кл
адаптированная программа русский-язык 1-4 кл
адаптированная-программа-труд-1-4-кл
Аннотации  к адаптированным  рабочим программам для детей с ОВЗ:
Аннотация к адаптированной рабочей программе по биологии
Аннотация к адаптированной рабочей программе по истории
Аннотация к адаптированной рабочей программе по  математике
Аннотация к адаптированной рабочей программе по обществознанию
Аннотация к адаптированной рабочей программе по  литературе
Аннотация к адаптированной рабочей программе по  русскому языку
Аннотация  к адаптированной рабочей программе по  технологии девочки
Аннотация к адаптированной рабочей программе по технологии мальчики
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА для детей с ОВЗ:
Средства обучения и воспитания 1-4 класс
Средства обучения и воспитания биология 6-9 класс
Средства обучения и воспитания история
Средства обучения и воспитания технология мальчики
Средства обучения и воспитания технология 5-9 класс  девочки 

 

 

 

 

Оставить комментарий